1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения Луганской Народной Республики (далее – Правила) в соответствии с Законом Луганской Народной Республики «О дорожном движении» от 15.01.2016 № 80-II (с изменениями) устанавливают единый порядок дорожного движения на дорогах, улицах, в жилых зонах, дворовых территориях, на прилегающих территориях и на объектах дорожного сервиса, назначение и действие технических и других средств организации дорожного движения на территории Луганской Народной Республики.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
автобус – транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров, с количеством мест для сидения более девяти (включая место водителя)
автомагистраль – автомобильная дорога, обозначенная знаком 5.1 (здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно приложению № 1 к Правилам) и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, дорожками для пешеходов или велосипедистов
автомобильная дорога – часть территории, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней искусственными сооружениями и техническими средствами организации дорожного движения, которая находится за пределами населенных пунктов и ограничена по ширине краями полосы отвода
автопоезд (транспортный состав) – механическое транспортное средство, соединенное с прицепом (прицепами) с помощью сцепного устройства
безопасная дистанция – расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое, в случае его внезапного торможения или остановки, позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра;
безопасная скорость – скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;
безопасность дорожного движения – состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
безопасный интервал – расстояние между боковыми частями транспортных средств, которые двигаются, или между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения;
буксировка – перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации автопоездов (транспортных составов), на жесткой или гибкой сцепке, или способом частичной погрузки на платформу или на специальное опорное приспособление;
велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток;
велосипедист – лицо, управляющее велосипедом;
видимость в направлении движения – максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и размещение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра
водитель – лицо, управляющее транспортным средством, всадник, лицо, управляющее гужевым транспортом, погонщик животных, который ведет их за повод, а также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в (на) транспортном средстве;
вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге;
габаритно-весовой контроль – проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прицепа и груза на предмет соответствия установленным нормам относительно габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и относительно нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится в соответствии с установленным порядком на стационарных или передвижных пунктах габаритно-весового контроля;
газон – элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зелёных насаждений;
главная дорога – дорога, обозначенная знаками 1.22, 1.23.1, 1.23.2, 1.23.3, 1.23.4, 2.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, или любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой;
грузовой автомобиль – автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;
дневные ходовые огни – внешние световые приборы белого цвета, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;
дорожка для велосипедистов – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги либо отдельная дорога, предназначенные для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.12;
дорожка для пешеходов – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.13;
дорожка для пешеходов и велосипедистов (велопешеходная дорожка) – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, обозначенный дорожным знаком 4.14;
дорожная обстановка – совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством;
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц и дорог;
дорожные работы – работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения;
дорожно-транспортное происшествие – событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или травмированы люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
дорожные условия – совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, времени суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;
железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
жилая зона – дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31;
край проезжей части (для безрельсовых транспортных средств) — видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, дорожке для велосипедистов и пешеходов;
крайнее положение на проезжей части — положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство или автопоезд, габариты которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из допустимых параметров, установленных Правилами дорожного движения;
крупногабаритный или негабаритный груз – это груз, габариты которого вместе с транспортным средством превышают установленные Правилами дорожного движения допустимые параметры;
легковой автомобиль – автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
маневрирование (маневр) – начало движения, перестроение транспортного средства в движении с одной полосы на другую, поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части, движение задним ходом;
маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) – автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;
механическое транспортное средство – транспортное средство, которое приводится в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;
мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 см3, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики;
мост – сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт;
населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.45, 5.46, 5.47, 5.48;
недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки;
обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части);
обзорность – объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, гужевых повозок (саней), мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним);
объекты дорожного сервиса – это специально оборудованные места для остановки маршрутных транспортных средств, площадки для стоянки транспортных средств, площадки отдыха, видовые площадки, автозаправочные станции, пункты технического обслуживания, мотели, гостиницы, кемпинги, торговые пункты, автозаправочные комплексы, складские комплексы, пункты медицинской и технико-эвакуационной помощи, пункты мойки транспортных средств, пункты приема пищи и питьевой воды, автопавильоны, туалеты, урны, а также другие объекты (в том числе временные), предназначенные для торговли, общественного питания, технического, бытового и муниципального обслуживания участников дорожного движения;
ограниченная видимость – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами;
опасность для движения – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия;
опасный груз – вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут при перевозке послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и которые в установленном порядке, в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека, отнесены к одному из классов опасных веществ;
опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства;
организованная перевозка группы детей – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей;
организованная транспортная колонна – группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов;
организованная пешая колонна – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении;
ослепление – физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие за собой необходимость проведения сотрудниками полиции мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства;
остановка – прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.);
островок безопасности – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход;
парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;
пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий;
пешеход – лицо, принимающее участие в дорожном движении, находящееся вне транспортного средства и не производящее работу на дороге. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства;
пешеходная зона – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34;
пешеходный переход – участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенные для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1, 5.35.2, 5.36.1, 5.36.2, 5.37.1, 5.37.2, дорожной разметкой 1.14.1, 1.14.2, 1.14.3, 1.14.4, 1.14.5, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке с отсутствием пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки — шириной тротуаров или обочин. Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым – пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или отключены, или работают в режиме мигания желтого сигнала;
полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения;
препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил;
прилегающая территория – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами;
прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски;
проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы;
путепровод – инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по нему на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу;
разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.1 или 1.2, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств;
разрешенная максимальная масса транспортного средства – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием – изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма максимально разрешенных масс транспортных средств, входящих в состав;
регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и должностные лица подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Народной милиции Луганской Народной Республики, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей;
рельсовое транспортное средство – трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Другие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются безрельсовыми;
стоянка – прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства;
темное время суток – промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек;
транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
тормозной путь – расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала осуществления воздействия на механизм управления тормозной системой (педалью, рукояткой) до места его остановки;
трамвайная колея – элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение безрельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 9 Правил;
тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к дорожке для велосипедистов либо отделенный от них газоном;
улица (дорога) – полоса городской или сельской территории, ограниченная геодезическими фиксированными границами – красными линиями, которая предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми размещенными на ней сооружениями – составными элементами улицы (дороги) и техническими средствами организации дорожного движения. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);
уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость;
участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства;
школьный автобус – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным действующим законодательством, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации (учреждению);
эстакада – инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, которая не имеет съездов на другую дорогу.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах Луганской Народной Республики установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог; снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения; оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Участники дорожного движения должны принимать участие в дорожном движении, не препятствуя своими умышленными действиями выполнению служебных обязанностей сотрудникам полиции, другим участникам дорожного движения путём ограничения обзорности, ослепления каким – либо способом, создания чрезмерного шума, отвлечения внимания.

1.6. Каждый участник дорожного движения вправе рассчитывать на то, что другие участники дорожного движения выполняют Правила.
1.7. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики.
1.8. Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности.
1.9. Ограничение в дорожном движении, кроме предусмотренных Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.

»